«Мир куклы»

Почти одновременно с началом шествия именитого фестиваля «Золотая маска» в Москве в небольшом и уютном Культурном центре «На Алексеевской» проходил совершенно иной по масштабам и задачам смотр - 2 Международный фестиваль камерных театров кукол для детей «Московские каникулы». Основными организаторами фестиваля выступили актёры семейного кукольного театра «ТриЛика» Виктор Драгун и Елена Мартынова при поддержке коллег Елены Хороших, Анатолия Павлова, а также при участии Кабинета театров для детей и юношества и театров кукол СТД РФ.
Каждый день с 26 по 29 марта в небольших залах Центра «На Алексеевской» показывали свои спектакли четыре разных коллектива, если так можно величать театрики из двух или трёх человек. И каждый день дети от двух лет и старше совершенно бесплатно - это было условием Центра - смотрели по нескольку спектаклей кряду. Разговорившись с мамой особенно примелькавшихся двух симпатичных мальчиков, я выяснила, что они заставили привести их на двенадцать спектаклей и очень были огорчены, что не посмотрели три из числа заявленных в программе.
Прежде чем сказать о некоторых наиболее Ярких спектаклях, о целях и итогах фестиваля, хочется перечислить всех участников. Конечно, в основном это были театры из Москвы и Подмосковья: семейные театры «ТриЛика» и «Шутик», театр марионеток «Фигаро», театр «Отражение», Маленький театр кукол из Балашихи, Театр «Куклы и люди» из Лобни и Лаборатория домашнего театра при Московском театре «Тень». Несмотря на сложную финансовую ситуацию в основном независимых от государственных структур кукольников, на фестиваль удалось приехать театру «Два Арлекина» из Тулы, театру «Пилигрим» из Коломны, Актёрскому дому «Колибри» из Архангельска, из Самары - актрисе Ирине Прянишниковой, именующей себя «Человек-театр», а также семейному театру «Никштукас» из Каунаса (Литва).
Трижды по просьбе организаторов и участников  фестиваля проводились обсуждения увиденного, и, что характерно. Нелицеприятные оценки не вызывали обиды, а воспринимались с пониманием и благодарностью за внимание. И это вполне объяснимо. Небольшие самостоятельные кукольные труппы, чаще всего не имеющие своего помещения, работающие в основном по детским садам, школам и клубам, для театрального мира являются чем-то незначительным или виртуальным. Кроме неискушенных зрителей, чаще благодарных, эти театры, где нет режиссёра, а труппа состоит, как правило, только из двух артистов, находятся вне зоны внимания критиков. Газеты и журналы неохотно печатают статьи даже о выдающихся кукольных театрах, их мало интересует, что смотрит и начём воспитывается подрастающий зритель. Впрочем сколько можно оплакивать беду современного самоуверенного общества, стремительно бегущего от детского простодушия и попутно забывающего о необходимости пристального внимания к тем, кто придёт на смену и от кого будет зависеть грядущая старость… Плоды этого опасного заблуждения уже и сегодня можно наблюдать.
К счастью, фестиваль «Московские каникулы» показал, что всё же существуют нормальные взрослые люди (хотя порой они кокетливо называют себя ненормальными), не утратившие памяти о детском восприятии жизни и посвятившие детям свою профессиональную жизнь. Их любовь к кукле как к художественному образу и первооснове освоения жизни позволяет им говорить даже с самыми маленькими детьми о самом важном в жизни. Но говорят они все очень по-разному.
У кого-то это получается в форме неспешного повествования, как у вдумчивого и подробного в эстетике и работе с куклой семейного театра «Шутик» Елены и Владимира Моргачёвых. Вполне философские притчи («Ехидна и яблоня) рассказываютя при помощи простых незамысловатых кукол, потрясая возвышенной печалью, а в спектакле «Сказки на лесной полянке» зрителя забавляют необыкновенно живыми характерами животных, так похожими на детей, и очаровывают тонко передаваемым миром природы.
А драматические актёры Елена Пичугина и Олег Гаврилин (театр «Пилигрим», Коломна) именно в кукле нашли незаменимого помощника. Тот. Кто видел их уже не первый раз, мог отметить, что они не только душевно и зажигательно исполняют народные песни, но всё более точно и выразительно работают с куклой, буквально приближая образ былинного героя к душе современного ребёнка.
В связи с использованием фольклорных и народных традиций кукольного театра, хотелось бы упомянуть интересно задуманный в форме раёшно-балаганного представления спектакль театра «ТриЛика» по рассказам Бориса Шергина «Отвяжись худая жизнь…». Такая традиционно примитивная сценическая форма предпологает наличие актёрского дара. Сочетающего особую простодушную серьёзность с иронией и виртуозной лёгкостью общения со зрителем. К сожалению, Елене Мартыновой и Виктору Драгуну не удалось в полной мере продемонстрировать это мастерство, надеемся, лишь по причине элементарной усталости от перегруженности организационными проблемами фестиваля.
Зато искромётный азарт кукольника-весельчака и затейника продемонстрировали актёры архангельского театра «Колибри» в спектакле «Секрет». Они захватили маленького доверчивого зрителя широкими клоунскими приёмами, приглашая участвовать в действии, подсказывая и артистам, и персонажам дальнейший ход событий. Но было единодушно признано, что такой приём, довольно соблазнительный для кукольников с целью достижения концентрации внимания детского зрителя, таит в себе множество ловушек как для актёра, так и для зрителя, который может в этой игре не услышать главного. Об этом на обсуждениях говорили сами актёры, многие из которых не только это осознают. Но пытаются искать особую форму развлекательности и вовлечения в игру детей без ущерба для смысла происходящего.
И тут можно назвать немногих, кому это удаётся. Показателен в этом отношении моноспектакль «Снежная королева» в исполнении Алексея Шашилова (режиссёр М. Краснопольская, художник Р. Гиматдинова) - как самый интерактивный, дающий ребёнку возможность быть не просто зрителем. Но и исполнителем, а где-то и героем известной сказки. По многолетнему наблюдению за творчеством театра «Тень», чью так называемую Лабораторию домашнего театра представил актёр, можно утверждать, что с первого своего спектакля «Волшебная дудочка» кукольники И. Эпельбаум и М Краснопольская в той или иной мере всегда приглашают маленького зрителя к сотворчеству. А так тонко и органично им это удаётся только потому, что они не просто знают психологию ребёнка, но очень точно ощущают масштаб и смысл детских образов и ассоциаций. Кажется, будто они извлекают их из памяти собственного детства, поэтому и с ребёнком существуют в игре на равных, лишь едва подталкивая его воображение.
И, наконец, коллектив из Литвы «Никштукас». Играющий свои спектакли на традиционной ширме, при всей простоте изобразительных средств, в очередной раз продемонстрировал не только высокую постановочную культуру, но и удивительную способность с юмором и даже иронией внятно говорить о красоте главных нравственных понятий. К чести Юрате и Дарюса Арманавичюс, приехав на фестиваль уже во второй раз, они специально сделали перевод текста пьесы и даже песен и играли на очень хорошем русском языке.
Во время завершающего разговора с критиками именно из уст более благополучно существующих зарубежных кукольников («Никштукас» - единственный, кто имеет своё помещение и значится на театральной карте Каунаса) особо веско прозвучала высокая оценка значения фестиваля, предоставившего уникальную возможность встретиться, увидеть работы друг друга и пообщаться небольшим кукольным театрам. Работающим самостоятельно. Об этом наперебой говорили и почти все российские участники, которым так необходимо видеть, как работают коллеги, - чтобы учиться - и показать свои спектакли - чтобы услышать критические суждения, сверяя с ними свои ощущения правильности пути.
А истинность этих серьёзных устремлений и намерений подтвердит следующий, третий Международный фестиваль камерных театров кукол для детей, который может состояться только при горячем желании самих кукольников, так как других стимулов маловато…


                                                                                                                                                       Елена Леонидова.
                                                                                                                       (журнал «Страстной бульвар,10, № 8, апрель 2005)
Hosted by uCoz